Дифференциация дисграфических и орфографических ошибок
Автор: Зиганшина Алия Халитовна
«Дифференциация дисграфических и орфографических ошибок»
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Дизорфография – это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов.
Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими
ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила.
Основным критерием разграничения дисграфических и орфографических ошибок является нарушенный принцип письма. Дисграфические ошибки искажают звуковой состав слова, это нарушение фонетического принципа письма. Они наблюдаются в сильных фонетических позициях, т.е. там, где выбор буквы
очевиден: например, в ударной позиции для гласных, перед гласной для согласных.
Орфографические ошибки - это ошибки в усвоении орфограмм. Они наблюдаются в слабых фонетических позициях и связаны с нарушением морфологического, грамматического и традиционного принципов письма.
Как правило, на начальных этапах обучения письму на первый план выходят дисграфические ошибки. В последующем с увеличением сложности орфографического материала, с одной стороны, и с накоплением стажа письма, с другой стороны, преобладающими становятся орфографические ошибки. Правила графики (перевода звука в букву) усваиваются, но путь в
орфографию остается долгим и трудным. Как правило, наряду с пропусками, смешениями, перестановками букв и другими специфическими ошибками имеется не меньшее количество "ошибок на правило".
Рассмотрим типы дисграфических ошибок, сопровождая их примерами и необходимыми комментариями. Сопоставим их с орфографическими ошибками.
1. Смешение букв
Смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно- акустическим признакам звуки. В целом эта группа ошибок характерна для начальных этапов овладения письмом. К этой группе относят смешения оппозиционных согласных и гласных звуков, т.е. звуков, которые отличаются лишь одним признаком.
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Смешения букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в сильной позиции в слове (б - п, д - т, г - к, з - с, в - ф, ж - ш): собака - "сопака", три - "дри", "прожлый" - прошлый, "тверь" - дверь, "укадал" - угадал. |
Сравните с орфографическими ошибками на парные звонкие/глухие согласные в корне. Их важно различать: дорошка, зёрныжко, тетрать, здача, прозьба. |
Смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки [с] - [ш], [з] - [ж], [с'] - [ш']: шишки - "шиски", привезли - "привежли", щенок - "сенок". |
Орфографические ошибки: щастье, щитать. |
Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты. Аффрикаты - сложные звуки, состоящие из смычного и щелевого компонентов: [ч] - это [т'] и [щ], [ц] - это [т] и [с]. Поэтому в письме детей могут встречаться следующие смешения: [ч] - [ц], [ч] - [щ], [ч] - [т'], [ц] - [с], [ц] - [т], [ц] - [т']: часто - "цасто", щуки - "чуки", цветы - "светы". |
Орфографические ошибки: одеваеца, децкий, синитца (синица), кузнитса (кузница). |
Смешения букв, обозначающих соноры, например [р] - [л], [л'] - [й]: рубашка - "лубашка", лодка - "родка". Эти ошибки довольно редки. Смешения букв, обозначающих гласные [о] – [у]| в сильной позиции. В письме это смешения букв о - у, ё - ю: клюква - "клёква", наблюдали - наблёдали - "набледали", окуни - "окони", на лугу - "на луго". Звук [у] в безударной позиции в спонтанном произношении подвергается редукции. И детям нужно некоторое время, чтобы фактически запомнить написание многих слов. В школьной методике не предлагается проверять безударный [у]. |
|
Обратите внимание !
Если в письме ребенка ошибок на парные звонкие - глухие много, следует обратить внимание на физический слух. При тугоухости (а легкие ее степени могут остаться недиагностированными до школьного обучения) они становятся частотными.
2. Нарушения обозначения мягкости согласных на письме
В русском письме мягкость согласных обозначается последующей буквой: мягким знаком или йотированной гласной. Это сложный алгоритм действий, к которому надо привыкнуть. Дети склонны упрощать программу.
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Не обозначают мягкость: пропускают мягкий знак или |
Орфографические ошибки: песьня, Насьтя, плащь,читаеш, |
вместо йотированной гласной пишут соответствующую нейотированную гласную (я -> а, ю -> у, ё -> о). Например, Люба - "Луба", берёза - "бероза", коньки - "конки", большой - "болшой". |
рож, нет тучь, шол (шёл), девчёнка. |
3. Пропуски элементов букв, букв и слогов
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» — санки, «кичат» — кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье — «дорве», брат — «бт», девочка — «девча», колокольчики — «калкочи». Происходит ошибка при: а) встрече двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л) лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно б) соседстве слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, си(ди)т, ходи(ли), хрустит) и т.д. Можно предполагать, что дети, сопровождая письмо |
празник, сонце, здраствуйте, шосе. |
проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук. |
|
4. Перестановки букв и слогов
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове : ковром — «корвом», на лугах — «нагалух», взъерошился — «зверошился» и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он — «но», от школы — «то школы», из берегов — «зи берегов». В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима - «зиам», дети — «дейт». Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор — «довр», стёр — «сёрт», брат — «барт» и т.д. |
нет |
5. Вставки
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при |
нет |
стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма. |
|
6. Персеверации элементов букв, букв и слогов
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Ребенок повторяет букву, слог или вместо нужной буквы (слога) воспроизводит уже написанную: магазин - "магазим", крынка - "крыннка", Грибы - "Ггрибы". |
нет |
Повторы заглавной и строчной букв (Аа) - это результат закрепления графомоторного стереотипа. Такие пары букв дети прописывают в некоторых прописях целыми строчками и позже инертно воспроизводят.
7. Антиципации букв и слогов
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Такое написание слова, когда буква или слог заменяется последующей буквой или слогом: на деревьях - "на девевьях", под крышей - "дод крышей". |
нет |
8. Смешения графически сходных букв
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Смешения букв, сходных по внешнему виду и написанию: рукописные варианты букв и - у, т - п, б - д, х - ж, л - м и т.д.: муха - "миха", мохнатый - "можнатый". |
нет |
Эти ошибки некоторые называют оптическими смешениями, некоторые - моторными. Такие ошибки могут возникать по разным причинам. Встречаются они очень часто, и их доля с возрастом
может нарастать. В том числе и потому, что нарастает темп письма и требования к функциональной системе письма.
9. Зеркальное написание букв
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Является естественной ошибкой у дошкольников и первоклассников, но иногда можно увидеть зеркальность у учеников 3 и 4 класса. Чаще дети поворачивают буквы вокруг вертикальной оси. |
нет |