+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Дифференциация дисграфических и орфографических ошибок

Автор: Зиганшина Алия Халитовна

 «Дифференциация дисграфических и орфографических ошибок»

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Дизорфография – это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов.

Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими

ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила.

Основным критерием разграничения дисграфических и орфографических ошибок является нарушенный принцип письма. Дисграфические ошибки искажают звуковой состав слова, это нарушение фонетического принципа письма. Они наблюдаются в сильных фонетических позициях, т.е. там, где выбор буквы

очевиден: например, в ударной позиции для гласных, перед гласной для согласных.

Орфографические ошибки - это ошибки в усвоении орфограмм. Они наблюдаются в слабых фонетических позициях и связаны с нарушением морфологического, грамматического и традиционного принципов письма.

Как правило, на начальных этапах обучения письму на первый план выходят дисграфические ошибки. В последующем с увеличением сложности орфографического материала, с одной стороны, и с накоплением стажа письма, с другой стороны, преобладающими становятся орфографические ошибки. Правила графики (перевода звука в букву) усваиваются, но путь в

орфографию остается долгим и трудным. Как правило, наряду с пропусками, смешениями, перестановками букв и другими специфическими ошибками имеется не меньшее количество "ошибок на правило".

Рассмотрим типы дисграфических ошибок, сопровождая их примерами и необходимыми комментариями. Сопоставим их с орфографическими ошибками.


1.   Смешение букв

Смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно- акустическим признакам звуки. В целом эта группа ошибок характерна для начальных этапов овладения письмом. К этой группе относят смешения оппозиционных согласных и гласных звуков, т.е. звуков, которые отличаются лишь одним признаком.

 

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Смешения букв, обозначающих парные звонкие и глухие

согласные звуки в сильной позиции в слове (б - п, д - т, г - к, з - с, в - ф, ж - ш): собака -

"сопака", три - "дри", "прожлый" - прошлый, "тверь"

- дверь, "укадал" - угадал.

Сравните с орфографическими ошибками на парные звонкие/глухие согласные в

корне. Их важно различать: дорошка, зёрныжко, тетрать, здача, прозьба.

Смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие

согласные звуки [с] - [ш], [з] - [ж], [с'] - [ш']: шишки - "шиски", привезли - "привежли", щенок - "сенок".

Орфографические ошибки:

щастье, щитать.

Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты.

Аффрикаты - сложные звуки, состоящие из смычного и щелевого компонентов: [ч] - это [т'] и [щ], [ц] - это [т] и [с].

Поэтому в письме детей могут встречаться следующие смешения: [ч] - [ц], [ч] - [щ], [ч]

- [т'], [ц] - [с], [ц] - [т], [ц] - [т']:

часто - "цасто", щуки - "чуки", цветы - "светы".

Орфографические ошибки: одеваеца, децкий, синитца (синица), кузнитса (кузница).


Смешения букв, обозначающих соноры, например [р] - [л], [л'] - [й]: рубашка - "лубашка", лодка

-   "родка". Эти ошибки довольно редки.

Смешения букв, обозначающих гласные [о] – [у]| в сильной позиции. В письме это смешения букв о - у, ё - ю:

клюква - "клёква", наблюдали - наблёдали - "набледали", окуни

-   "окони", на лугу - "на луго".

Звук [у] в безударной позиции в спонтанном произношении

подвергается редукции. И детям нужно некоторое время, чтобы фактически запомнить написание многих слов. В школьной методике не

предлагается проверять безударный [у].

 

Обратите внимание !

Если в письме ребенка ошибок на парные звонкие - глухие много, следует обратить внимание на физический слух. При тугоухости (а легкие ее степени могут остаться недиагностированными до школьного обучения) они становятся частотными.

2.   Нарушения обозначения мягкости согласных на письме

В русском письме мягкость согласных обозначается последующей буквой: мягким знаком или йотированной гласной. Это сложный алгоритм действий, к которому надо привыкнуть. Дети склонны упрощать программу.

 

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Не обозначают мягкость:

пропускают мягкий знак или

Орфографические ошибки:

песьня, Насьтя, плащь,читаеш,


вместо йотированной гласной пишут соответствующую нейотированную гласную (я -> а, ю -> у, ё -> о). Например, Люба - "Луба", берёза - "бероза", коньки - "конки", большой - "болшой".

рож, нет тучь, шол (шёл), девчёнка.

 

3.   Пропуски элементов букв, букв и слогов

 

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в

составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки»

    санки, «кичат» — кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье —

«дорве», брат — «бт», девочка

    «девча», колокольчики

«калкочи».

Происходит ошибка при:

а) встрече двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л)

лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно

б) соседстве слогов,

включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла),

кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, си(ди)т, ходи(ли), хрустит) и т.д. Можно предполагать, что

дети, сопровождая письмо

празник, сонце, здраствуйте, шосе.


проговариванием, не согласующимся с темпом

письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.

 

 

4.   Перестановки букв и слогов

 

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа

последовательности звуков в слове : ковром — «корвом», на лугах — «нагалух»,

взъерошился — «зверошился» и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он — «но», от школы — «то школы», из берегов — «зи берегов». В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима -

«зиам», дети — «дейт».

Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение

согласных: двор — «довр», стёр

— «сёрт», брат — «барт» и т.д.

нет

 

5.   Вставки

 

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Вставки гласных букв

наблюдаются обычно при

нет


стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной):

«шекола», «девочика»,

«душиный», «ноябарь»,

«дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе

письма.

 

 

6.   Персеверации элементов букв, букв и слогов

 

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Ребенок повторяет букву, слог или вместо нужной буквы (слога) воспроизводит уже написанную: магазин -

"магазим", крынка - "крыннка", Грибы - "Ггрибы".

нет

 

Повторы заглавной и строчной букв (Аа) - это результат закрепления графомоторного стереотипа. Такие пары букв дети прописывают в некоторых прописях целыми строчками и позже инертно воспроизводят.

7.   Антиципации букв и слогов

 

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Такое написание слова, когда буква или слог заменяется последующей буквой или слогом: на деревьях - "на девевьях", под крышей - "дод крышей".

нет

 

8.   Смешения графически сходных букв


Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Смешения букв, сходных по внешнему виду и написанию: рукописные варианты букв и - у, т - п, б - д, х - ж, л - м и т.д.: муха - "миха", мохнатый - "можнатый".

нет

 

Эти ошибки некоторые называют оптическими смешениями, некоторые - моторными. Такие ошибки могут возникать по разным причинам. Встречаются они очень часто, и их доля с возрастом

может нарастать. В том числе и потому, что нарастает темп письма и требования к функциональной системе письма.

 

9.   Зеркальное написание букв

 

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Является естественной ошибкой у дошкольников и первоклассников, но иногда

можно увидеть зеркальность у учеников 3 и 4 класса. Чаще дети поворачивают буквы вокруг вертикальной оси.

нет