Акустическая дисграфия
Автор: Якименко Марина Александровна
Акустическая дисграфия – это расстройство процесса письма, которое обусловлено недостаточностью слухового восприятия. При ней дети плохо различают на слух сходные по звучанию и месту образования звуки. Они путают свистящие и шипящие, звонкие и глухие, искажают структуру слова, сокращают или вставляют лишние слоги, также неправильно обозначают мягкость согласных мягким знаком или йотированными гласными и др.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Акустическая дисграфия – это расстройство процесса письма, которое обусловлено недостаточностью слухового восприятия. При ней дети плохо различают на слух сходные по звучанию и месту образования звуки. Они путают свистящие и шипящие, звонкие и глухие, искажают структуру слова, сокращают или вставляют лишние слоги, также неправильно обозначают мягкость согласных мягким знаком или йотированными гласными и др. Дети с данным нарушением пишут медленно, неразборчиво и неровно. Ребенок искренне расстраивается, что он в чем-то уступает своим сверстникам, у которых такой проблемы нет. В результате этого страдает самооценка, восприятие информации и ухудшается качество знаний.
Механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
На возникновение акустической дисграфии могут влиять следующие факторы:
- Хронические заболевания и инфекции матери во время беременности.
- Асфиксия или гипоксия плода, что привело к поражению мозга.
- Травмы плода во время родовой деятельности.
- Энцефалит и другие инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
- Черепно-мозговые травмы.
- Социальные и психологические факторы. Это достаточно обширная группа причин, куда может входить постоянный стресс у ребенка, вызванный конфликтами в семье, отсутствие внимания со стороны родителей, педагогическая запущенность. На возникновение акустической дисграфии также может влиять билингвизм ребенка, а также тот фактор, если у какого-нибудь из членов его семьи искажена речь.
Ряд специалистов отмечает, что на возникновение данного расстройства в большей степени влияет генетическая предрасположенность. Иными словами, если у кого-то из родителей было замедленное развитие психических функций и созревание определенных зон головного мозга, то и ребенок будет входить в группу риска.
Последствия дисграфии:
- невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе;
- существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся;
- проблемы с чтением и пониманием прочитанного;
- снижение мотивации к учебе;
- конфликты с учителями и одноклассниками;
- психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка).
Исследования показывают, что у детей с нескорректированной дисграфией в дальнейшем чаще возникают трудности с выбором профессии и социальной адаптацией.
Коррекция акустической дисграфии — длительный процесс, требующий комплексного подхода.
Основные направления работы:
1.Формирование фонематического восприятия.
2.Уточнение акустических и произносительных характеристик звуков.
3.Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
4.Соотнесение фонемы с графемой.