+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Акустическая дисграфия

Автор: Якименко Марина Александровна

Краткое описание работы
Акустическая дисграфия – это расстройство процесса письма, которое обусловлено недостаточностью слухового восприятия. При ней дети плохо различают на слух сходные по звучанию и месту образования звуки. Они путают свистящие и шипящие, звонкие и глухие, искажают структуру слова, сокращают или вставляют лишние слоги, также неправильно обозначают мягкость согласных мягким знаком или йотированными гласными и др.

        Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

       Акустическая дисграфия  – это расстройство процесса письма, которое обусловлено недостаточностью слухового восприятия. При ней дети плохо различают на слух сходные по звучанию и месту образования звуки. Они путают свистящие и шипящие, звонкие и глухие, искажают структуру слова, сокращают или вставляют лишние слоги, также неправильно обозначают мягкость согласных мягким знаком или йотированными гласными и др.  Дети с данным нарушением пишут медленно, неразборчиво и неровно. Ребенок искренне расстраивается, что он в чем-то уступает своим сверстникам, у которых такой проблемы нет. В результате этого страдает самооценка, восприятие информации и ухудшается качество знаний.

      Механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

     На возникновение акустической дисграфии могут влиять следующие факторы:

  • Хронические заболевания и инфекции матери во время беременности.
  • Асфиксия или гипоксия плода, что привело к поражению мозга.
  • Травмы плода во время родовой деятельности.
  • Энцефалит и другие инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Социальные и психологические факторы. Это достаточно обширная группа причин, куда может входить постоянный стресс у ребенка, вызванный конфликтами в семье, отсутствие внимания со стороны родителей, педагогическая запущенность. На возникновение акустической дисграфии также может влиять билингвизм ребенка, а также тот фактор, если у какого-нибудь из членов его семьи искажена речь.

      Ряд специалистов отмечает, что на возникновение данного расстройства в большей степени влияет генетическая предрасположенность. Иными словами, если у кого-то из родителей было замедленное развитие психических функций и созревание определенных зон головного мозга, то и ребенок будет входить в группу риска.

     Последствия дисграфии:

- невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе;

- существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся;

- проблемы с чтением и пониманием прочитанного;

- снижение мотивации к учебе;

- конфликты с учителями и одноклассниками;

- психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка).

    Исследования показывают, что у детей с нескорректированной дисграфией в дальнейшем чаще возникают трудности с выбором профессии и социальной адаптацией.

    Коррекция акустической дисграфии — длительный процесс, требующий комплексного подхода.

Основные направления работы:

1.Формирование фонематического восприятия.

2.Уточнение акустических и произносительных характеристик звуков.

3.Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

4.Соотнесение фонемы с графемой.