+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование нейроигр и нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Кускова Татьяна Юрьевна

В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики — «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность. 

В настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным.

Как ни странно, мелкая моторика рук и уровень развития речи зависимы друг от друга. Дело в том, что центры мозга, которые отвечают за эти процессы, очень близко расположены. Это значит, что во время развития моторики, активизируются еще и те отделы мозга, что отвечают за речь. Именно поэтому корректировать и совершенствовать речь можно через моторику.

Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Включение нейроигр и упражнений на занятия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Нейроупражнения — это универсальная система упражнений, она эффективна не только для детей дошкольного возраста, но и для младших школьников. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

 

Основная цель применения нейроупражнений с детьми логопедической группы - это активизация речевой активности у детей с речевыми нарушениями.  Регулярное использование нейроупражнения в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.

Актуальность использования в работе с дошкольниками нейроигр обусловлена тем, что они являются доступным средством, они универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки к проведению.

Можно выделить 3 группы нейропсихологических игр и упражнений:

·        Направленные на повышение тонуса головного мозга. К этой группе можно отнести дыхательную и артикуляционную гимнастику, су-джок-терапию, самомассаж. При помощи дыхательных упражнений дети учатся совершать глубокие речевые выдохи, корректируя звукопроизношение.

·        Направленные на улучшение приема и обработки информации. В пример можно привести движения перекрестного характера, которые активизируют работу головного мозга. Один из вариантов: чередование рук с проговариванием звуков, слогов и слов. Например: упражнение «Ухо – нос».

·        Направленные на улучшение самоконтроля: – «Зеркальное рисование» – когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи; – использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно обеими руками; – игра «Кулак-ладонь» – когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.

Нейроигры и упражнения действительно являются эффективными средствами коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Они имеют несколько преимуществ:

 

·        Развитие моторики речи: Нейроигры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики речевых органов, таких как губы, язык и челюсти. Это помогает детям улучшить артикуляцию звуков и формирование слов.

·        Развитие слуховой памяти: Нейроигры и упражнения направлены на развитие слуховой памяти, что позволяет детям запоминать и воспроизводить правильные звуки и слова. Это играет важную роль в формировании правильного произношения.

·        Укрепление мышц голосового аппарата: Нейроигры и упражнения помогают укрепить мышцы голосового аппарата, что способствует улучшению голосовой деятельности и громкости речи.

·        Развитие словарного запаса: Нейроигры и упражнения способствуют развитию словарного запаса детей, помогая им усвоить новые слова и фразы, а также правильную грамматику и формулировку предложений.

Использование нейроигр и упражнений является эффективным методом для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Эти методы основаны на принципах нейропластичности мозга, который позволяет детям развивать и укреплять способности к коммуникации и речи.