Консультация для педагогов и родителей "Развитие речи в летний период
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Наступает лето – пора отдыха. Перед родителями детей дошкольного возраста, которые имеют речевые проблемы, встает вопрос – как заниматься с детьми в летний период и нужно ли это? Позади остался тяжелый учебно- коррекционный год, у ребенка сформировались новые знания, умения, навыки:
- изучены артикуляционные уклады,
- поставлены и автоматизированы некоторые звуки,
- отработаны пальчиковые упражнения и игры,
- выучены чистоговорки, стихотворения.
Что делать с таким «багажом знаний»? За время летнего отдыха полученные знания могут закрепиться в обычной речи ребенка, но может произойти и обратное действие – потеря приобретенных речевых навыков. Потому, летний период является контрольным этапом для фиксации полученных знаний, а для этого необходим тотальный контроль над речевой активностью ребенка со стороны взрослого окружения. Тотальность логопедического контроля не сводиться к организации логопедических занятий в летнее время, а трансформируется в повседневное речевое взаимодействие с ребенком в виде игр, бесед, чтения, наблюдений за окружающим миром с «мягким» логопедическим воздействием. Ненавязчивость, непринужденность, а главное, заинтересованность к детским повседневным заботам со стороны значимого взрослого – лучший вид логопедической коррекции для ребенка. В логопедической практике встречается много случаев, когда в летнее время родители дают ребенку отдохнуть от занятий, не исправляют его искаженные речевые высказывания, что приводит к полной потери приобретенных речевых навыков (звукопроизношения, пополнения словарного запаса, исправления неточных словесных согласований). В результате, после продолжительного летнего отдыха ребенок возвращается к прежним речевым проблемам. Потому летом нужно продолжать работать над всеми составляющими речевого развития ребенка.
Развиваем фонематическое восприятие. В какое время года можно услышать такое количество природных звуков:
- посвистывание ветерка,
- постукивание дождя,
- шум и шелест листвы,
- голоса птиц и зверей и т.д.
Взрослому может придумать множество игр, например предложить ребенку повторить тихо и громко шум ветра, придумать определенный ритм для дождевых капелей. Все описанные игры развивают речевой слух.
Обогащаем пассивный и активный словарь ребенка. Обсуждаем, наблюдаем за живой и неживой природой. Приятно наблюдать, как изменяется цвет неба, как рано встает солнышко, как громко радуются хорошей погоде птички и поют свои песенки птенцам. Называйте, как можно больше:
- слов-предметов (предметы, объекты, явления, состояния природы),
- слов-действий (глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени),
- слов-признаков (определения предметов в отношении цвета, величины, формы, пространства).
Совершенствуем грамматический строй речи. Играйте со словами, говорите простыми красивыми фразами с постепенным усложнением:
- слово-предмет и слово-действие,
- слово-предмет и слово-определение,
- слов-предмет, слово-действие, слово-определение.
Проигрывайте простые грамматические категории в незатейливых играх:
1. «Прятки» (попросите, ребенка ответить на вопрос: кого или чего не стало или кто спрятался, например: нет цветка, спряталась кошка).
2. «Один - много» (цвет-цветы, кошка-кошки)
3. «В гостях у гномиков» (большой – маленький, например: цветок-цветочек).
4. «Посчитай до пяти» (один цветок, два цветка, три цветка, четыре цветка, пять цветков).
5. «Подарок» (составляем простые предложения: У мамы цветок. Мамин цветок. У папы лист. Папин лист.)
Такое ненавязчивое обогащение словарного запаса ребенка и закрепление услышанных слов в простых грамматических конструкциях легко воспринимается детьми и легко автоматизируется в повседневной речи.
Автоматизируем звуки. Продолжаем работу над автоматизацией поставленных звуков в речи ребенка. Для этого достаточно повторять упражнения отработанные на логопедических занятиях в течении учебного года и контролировать их в собственном речевом потоке ребенка. Одно условие, данный процесс необходимо осуществлять ежедневно.
Играем в подвижные игры. С предметами или без них, подвижные игры:
- укрепляют общую моторику,
- способствуют развитию двигательной и пространственной сферы ребенка,
- развивают силу, выносливость, переключаемость движений,
- улучшают моторные реакции.
Укрепляем мелкую моторику. В летний период можно не только работать с карандашами и раскрасками, перед взрослым и ребенком раскрывается удивительный мир природных материалов:
- собираем гербарий,
- лепим из песка и глины,
- собираем камешки, ракушки, цветочки, ягоды и т.д.
Работа над основными составляющими речевого развития – это ежедневная задача для родителей в летний период. Не упускайте момента пообщаться с ребенком и что – то с ним обсудить в совместном разговоре, побуждая его к диалогу, одностороннее говорение малоэффективно. Если ребенок только слушает взрослого – у него не развивается активное речевое высказывание, если ребенок говорит без остановки, то у него не развивается умение слушать и слышать собеседника, понимать обращенную к нему речь, удерживать и выполнять инструкцию, не формируются навыки сопереживания и коммуникации.