Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности
Автор: Попел Алиса Владимировна
Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности.
Актуальность темы:
Патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных тем.
Родина такова, какой мы её сами делаем. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего и подготовительного дошкольного возраста, определяется желанием участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДО, в том числе и логопедов.
Цель:
1. Коррекция речевых нарушений через воспитание гражданина и патриота своей страны.
2. Формирование нравственных ценностей.
3.Создание в кабинете логопедической помощи предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию и формированию правильного употребления звуков речи.
Задачи патриотического воспитания:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине к своей нации. Доброжелательного отношения к представителям других национальностей.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Пример воспитания патриотических чувств у детей в средней группе:
• Рассматривание образа матрешки как символа России;
• Согласования существительных с числительными (1,3,5);
• Образование прилагательных от существительных (матрешка из дерева – какая? деревянная…);
• Образование множественного числа существительных (матрешка-матрешки);
• Сравнительные свойства и качества предмета (большая матрешка, матрешка меньше и самая маленькая матрешка);
• Антонимы (большая - маленькая);
• Сходства и различия предметов (разный размер – одинаковый цвет).
Пример воспитания патриотических чувств у детей старшей группы:
• Знакомство с городами России (игры на внимание);
• Просмотр достопримечательностей родного края (дидактические игры и картинные пособия);
• Праздники. Игры в дидактические игры на согласование существительных с прилагательными (например масленица: блинчик с вишней – вишневый и тд.)
Новый год. Артикуляционная гимнастика и игры на развитие внимания и памяти во всех возрастных группах;
23 февраля. Автоматизация звука в словах и предложениях
Отработка автоматизации звуков в словах и предложениях по пособиям с патриотической темой (у лётчика Лёни – медаль, у зенитчика – корзина, у танкиста – носки, у солдата – яблоко и тд.)
Масленица. Автоматизация звука в словах и предложениях;
Пример воспитания патриотических чувств у детей подготовительной группы
• Автоматизация звуков в словах с использованием картинного материала
• Игра мемо про Киров (повторение и закрепление достопримечательностей родного края)
• Повторение городов России (их достопримечательностей)
• Просмотр национальных костюмов разных народов
• Игра «Дубль» на внимание и скорость с закреплением звуков в словах
Составление рассказов по опорным картинкам «Профессии военного»
Игры на внимание и скорость:
• «Дубль»
• Настольная игра мемо Киров
Развивающая книга-игра «Найди и покажи» на развитие внимания, скорости и концентрации;
Изготовление папок-передвижек и буклетов по патриотическому воспитанию детей.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
· Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
· Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома и в детском саду.
· Место проживания: край, район; предприятия родного города и их значимость; символику края, достопримечательности, некоторые памятники.
· Свою нацию, культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Дети должны узнавать флаг и герб России.
В отборе познавательного материала, учитывались возрастные особенности восприятия и социальная подготовленность ребёнка.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер (что в нашем дошкольном учреждении ведется) и пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!