+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Автор: Дуброва Региня Хасановна

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.

В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности.

Артикуляционная нейрогимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Задачи артикуляционной нейрогимнастики:

- активизировать межполушарное взаимодействие;

- укрепить нервные волокна;

- развить интеллектуальные способности;

- ускорить логокоррекционный процесс и повысить мотивацию к занятиям.

Условия для проведения артикуляционной нейрогимнастики:

- Гимнастика проводится с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. для выполнения произвольных движений необходим определённый уровень развития самоконтроля.

- Артикуляционные упражнения, включённые в специальную гимнастику, должны быть знакомы и доступны ребёнку.

- Сначала упражнение проводится только с использованием ведущей руки, затем второй и только потом - двумя руками вместе.

- Все движения должны быть осознанными, чёткими и последовательными.

- Необходимо добиваться того, чтобы движения руки и языка не «отставали» друг от друга и были скоординированными.

Примеры выполнения артикуляционной гимнастики с движением рук:

Упражнение «Злой пёс»

1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно).

2 вариант: Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно). 1 – 2 выполнять попеременно.

Упражнение «Расчёска - Утюг»

1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь. Менять руку.

2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами обе ладони одновременно. 1 – 2 выполнять попеременно.

Упражнение «Часики» и «Качели»

В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком:

-  Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.

-  Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.

-  Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.

Упражнение «Конфетка»

Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.

Упражнение «Месим тесто - Блинчик»

1 вариант: Улыбнуться. Положить язык между губами, произнести: «Пя – пя – пя» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой руки.

2 вариант: Улыбнуться. Положить язык между зубами, произнести: «Та – та – та» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки

ладонью другой.

3 вариант: Улыбнуться. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу + поочерёдно соединять в кольцо с большим пальцем остальные пальцы от указательного к мизинцу.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).

Упражнение «Бегемот»

Рот широко открывается и закрывается, руки синхронно выполняют соответствующее движение «открывают» и «закрывают» клювик.

Упражнение «Чaсики»

Кончик языка поочередно касается правого и левого уголка губ, в это время указательный палец показывает направления движения языка – право-лево.

Упражнение «Чaшечка»

Боковые края языка подняты вверх. Рука показывает «Чашку». Пальцы руки смотрят вверх.

Упражнение «Парус»

Улыбнуться, поставить + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение «Чистим зубы»

1 вариант: улыбнуться, двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать параллельно один над другим).

2 вариант: улыбнуться, двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев).

Упражнение «Гармошка»

Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно.

Овладение динамическими навыками в процессе выполнения последовательных артикуляционных упражнений помогает более успешной автоматизации звуков.

Результатом применения данных упражнений будет:

- развитие слаженной работы обоих полушарий;

- увеличение интенсивности развития речи;

- укрепление мышц языка, развитие его подвижность;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребёнка;

 - развитие пространственных представлений;

- формирование умения слушать и слышать.