Артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Автор: Дуброва Региня Хасановна
В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности.
Артикуляционная нейрогимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Задачи артикуляционной нейрогимнастики:
- активизировать межполушарное взаимодействие;
- укрепить нервные волокна;
- развить интеллектуальные способности;
- ускорить логокоррекционный процесс и повысить мотивацию к занятиям.
Условия для проведения артикуляционной нейрогимнастики:
- Гимнастика проводится с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. для выполнения произвольных движений необходим определённый уровень развития самоконтроля.
- Артикуляционные упражнения, включённые в специальную гимнастику, должны быть знакомы и доступны ребёнку.
- Сначала упражнение проводится только с использованием ведущей руки, затем второй и только потом - двумя руками вместе.
- Все движения должны быть осознанными, чёткими и последовательными.
- Необходимо добиваться того, чтобы движения руки и языка не «отставали» друг от друга и были скоординированными.
Примеры выполнения артикуляционной гимнастики с движением рук:
Упражнение «Злой пёс»
1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно).
2 вариант: Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно). 1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Расчёска - Утюг»
1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь. Менять руку.
2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами обе ладони одновременно. 1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Часики» и «Качели»
В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком:
- Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.
- Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.
- Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.
Упражнение «Конфетка»
Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.
Упражнение «Месим тесто - Блинчик»
1 вариант: Улыбнуться. Положить язык между губами, произнести: «Пя – пя – пя» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой руки.
2 вариант: Улыбнуться. Положить язык между зубами, произнести: «Та – та – та» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки
ладонью другой.
3 вариант: Улыбнуться. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу + поочерёдно соединять в кольцо с большим пальцем остальные пальцы от указательного к мизинцу.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).
Упражнение «Бегемот»
Рот широко открывается и закрывается, руки синхронно выполняют соответствующее движение «открывают» и «закрывают» клювик.
Упражнение «Чaсики»
Кончик языка поочередно касается правого и левого уголка губ, в это время указательный палец показывает направления движения языка – право-лево.
Упражнение «Чaшечка»
Боковые края языка подняты вверх. Рука показывает «Чашку». Пальцы руки смотрят вверх.
Упражнение «Парус»
Улыбнуться, поставить + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение «Чистим зубы»
1 вариант: улыбнуться, двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать параллельно один над другим).
2 вариант: улыбнуться, двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев).
Упражнение «Гармошка»
Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно.
Овладение динамическими навыками в процессе выполнения последовательных артикуляционных упражнений помогает более успешной автоматизации звуков.
Результатом применения данных упражнений будет:
- развитие слаженной работы обоих полушарий;
- увеличение интенсивности развития речи;
- укрепление мышц языка, развитие его подвижность;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребёнка;
- развитие пространственных представлений;
- формирование умения слушать и слышать.